Письмо Роструда от 04.07.2013 N ПГ/5955-3-5

Вопрос: В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России. При этом соответствующими Разъяснениями Минюста России (утв. Приказом от 04.05.2007 N 88) детализировано, что:
– нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение;
– нормативные акты, имеющие межведомственный характер, – содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
Исходя из данных пояснений постановления (приказы) Минтруда России и иных ведомств, утвердившие межотраслевые или (соответственно) отраслевые правила по охране труда, подлежат обязательной регистрации в Минюсте России и опубликованию в установленном порядке.
Вместе с тем регистрацию в Минюсте России в установленном порядке не проходили следующие нормативные акты Минтруда России:
– ПОТ РМ 001-97 Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ (утв. Постановлением Минтруда России от 21.03.1997 N 15);
– ПОТ Р М-002-97 Межотраслевые правила по охране труда в литейном производстве (утв. Постановлением Минтруда России от 21.03.1997 N 14);
– ПОТ Р М-003-97 Правила по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ (утв. Постановлением Минтруда России от 09.07.1997 N 37);
– ПОТ Р М-004-97 Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ (утв. Постановлением Минтруда России от 17.09.1997 N 44);
– ПОТ Р М-005-97 Межотраслевые правила по охране труда при термической обработке металлов (утв. Постановлением Минтруда России от 29.09.1997 N 48);
– ПОТ Р М-006-97 Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов (утв. Постановлением Минтруда России от 27.10.1997 N 55);
– ПОТ Р М-007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Постановлением Минтруда России от 20.03.1998 N 16);
– ПОТ Р М-008-99 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (утв. Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 18);
– ПОТ Р М-009-98 Межотраслевые правила по охране труда при производстве и применении ртути (утв. Постановлением Минтруда России от 14.10.1999 N 37);
– ПОТ Р М-010-2000 Межотраслевые правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий (утв. Постановлением Минтруда России от 31.01.2000 N 10);
– ПОТ Р М-011-2000 Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании (утв. Постановлением Минтруда России от 24.12.1999 N 52);
– ПОТ Р М-012-2000 Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте (утв. Постановлением Минтруда России от 04.10.2000 N 68);
– ПОТ Р М-013-2000 Межотраслевые правила по охране труда при химической чистке, стирке (утв. Постановлением Минтруда России от 16.10.2000 N 75);
– ПОТ Р М-015-2000 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации фреоновых холодильных установок (утв. Постановлением Минтруда России от 22.12.2000 N 92);
– ПОТ Р М-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 N 3, Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 N 163);
– ПОТ РМ-017-2001 Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах (утв. Постановлением Минтруда России от 10.05.2001 N 37);
– ПОТ РМ-018-2001 Межотраслевые правила по охране труда при нанесении металлопокрытий (утв. Постановлением Минтруда России от 26.07.2001 N 59);
– ПОТ РМ-020-2001 Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах (утв. Постановлением Минтруда России от 09.10.2001 N 72),
и ряд документов отраслевых министерств и ведомств, в частности:
– Приказ Минсвязи России от 05.12.1994 N 271 “Об утверждении и введении в действие “Правил по охране труда на радиопредприятиях Минсвязи России”;
– ПОТ РО 14000-001-98 Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.03.1998);
– ПОТ РО-14000-007-98 Положение. Охрана труда при складировании материалов (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 25.02.1998);
– ПОТ РО 14000-005-98 Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения (утв. Минэкономики России 19.02.1998);
– ПОТ РО-14000-003-98 Правила по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 30.01.1998);
– ПОТ РО-14000-002-98 Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования (утв. Минэкономики России 20.01.1998);
– Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений. ПОТ РО 14000-004-98 (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.02.1998).
В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875) предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.
Согласно статье 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Статья 5 ТК РФ определяет, что регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К законодательству об охране труда не отнесены приказы министерств и ведомств бывшего СССР, утвердившие отраслевые правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160, относит к таковым:
1) стандарты безопасности труда (утверждаемые Минтрудом России);
2) правила и типовые инструкции по охране труда;
3) санитарные правила и нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.
В практике государственного надзора за соблюдением требований охраны труда встречаются случаи ссылок на строительные нормы и правила, правила технической эксплуатации, правила устройства и безопасности, стандарты системы безопасности труда (ГОСТы), не отнесенные к государственным нормативным требованиям охраны труда.
Допустимо ли применение нормативных правовых актов, не прошедших регистрацию в Минюсте России, при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда?

Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 4 июля 2013 г. N ПГ/5955-3-5

Управлением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено в пределах компетенции обращение по вопросу применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не прошедших государственную регистрацию, а также зарегистрированных, но не опубликованных в установленном порядке, и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации:
требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
Из вышеизложенного следует, что стандарты безопасности труда содержат государственные нормативные требования охраны труда, которые не включают в себя технических требований безопасности к средствам производства.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Применение указанных в письме межотраслевых и отраслевых правил в качестве правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, является неправомерным, поскольку в соответствии с действующим законодательством указанные правила не прошли в установленном порядке государственную регистрацию в Минюсте России, они не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к должностным лицам за невыполнение содержащихся в них требований.
В этой связи считаем возможным рассматривать содержащиеся в указанных актах положения как рекомендации для подготовки инструкций по охране труда, одновременно руководствоваться при этом соответствующими статьями ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию в Минюсте России.
Дополнительно информируем, что в соответствии с п. 1б Приказа Минтруда России от 10.04.2013 N 143н “О порядке опубликования и вступления в силу приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации” (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 N 28615) приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации вступают в силу с момента признания их Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, если самими приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не установлен другой порядок вступления их в силу.
Указанный Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования и отменяет ранее действовавший Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.06.2009 N 319н “О порядке опубликования и вступления в силу Приказов Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации” (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2009 N 15030).

Начальник Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде
И.А.ВОРОБЬЕВ
04.07.2013