Часто встречающийся вопрос. Проведена проверка. Выявлены нарушения. Решается вопрос об административной ответственности.
Можно ли сделать так, чтобы к административной ответственности был привлечен директор (должностное лицо), а не организация (юридическое лицо). Вопрос животрепещущий, потому что штрафы для должностного лица (директора) и юридического лица (организации) отличаются минимум в 10 раз.
Если это можно сделать, то как? Существует ли в законе какая-то норма, позволяющая избежать административной ответственности организации и привлечь к ответственности только директора.
Этим вопросом интересуются не только владельцы бизнесов и топ-менеджеры, но порой не вполне квалифицированные юристы.
Ответ на этот вопрос очень простой. Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления по результатам проверки могут привлечь к административной ответственности:
Только должностное лицо (директора, генерального директора и т.д.).
Только юридическое лицо (организацию).
Одновременно директора и организацию.
В законе нет каких-либо препятствий для привлечения к ответственности всех. Напротив, в интересах проверяющих органов привлечь к ответственности и директора (должностное лицо) и юридическое лицо. Лишняя строчка в отчете и лишние деньги в бюджет.
Однако не исключено, что вам удастся избежать ответственности юридического лица и ограничится ответственностью только его руководителя. Это возможно в следующих случаях.
Во-первых, у проверяющего органа может сложиться практика привлечения к ответственности только должностных лиц (руководителей).
Привлекать директоров к ответственности проще. Меньше штраф — меньше вероятность, что постановление о назначении административного наказания будет обжаловано.
Если будет обжаловано, рассматривать жалобу будет районный суд. А районный суд рассматривает жалобы не так как арбитражный. Районный суд на стороне проверяющих органов.
И если будет обжаловано, то в следующий раз, мы, госорган, обязательно привлечем к ответственности юридическое лицо. Можем и в этот раз привлечь, если не истек срок давности привлечения к административной ответственности. И вообще вы по нашей земле ходите, мы вам жизни не дадим.
Во-вторых, привлекая к ответственности должностное лицо проверяющий орган идет на компромисс.
Например, материалы дела об административном правонарушении «не очень». Квалификация натянута, процедура привлечения к административной ответственности нарушена. Вам небольшой штраф. Нам плюсик в отчет. Все довольны.
В-третьих, фактор дружбы, знакомства и других межличностных отношений.
Мы живем в России, где межличностные отношения крайне важны. Если проверяющие органы ходят к вам уже не первый год. Населенный пункт маленький, все друг друга знают. Или вы знакомы с инспектором, а лучше с начальником. Учились, служили вместе. Просто земляки. Или вы оказываете госоргану шефскую помощь. Или ежегодно поздравляете с профессиональным праздником. Можно продолжать еще долго.
Во всех этих случаях вероятность того, что вас накажут сурово и привлекут к ответственности юридическое лицо, уменьшается.
В-четвертых, взятка. Тут без комментариев. Платите кому нужно и свободны. Хотя, может быть, вас поймают на передаче взятки, осудят и на несколько лет небо станет в клеточку.
В-пятых, жалость.
В проверяющих органах работают люди. Такие же как мы. Ничуть не хуже и ничуть не лучше. У них есть чувства. Возможно, что если вы расскажете о всех своих проблемах (можно приукрасить), вам пойдут навстречу.
Пожалуй, все. Судебную практику не привожу, поскольку ситуация достаточно простая. На мой взгляд.
Вывод. Проверяющие органы могут привлечь к административной ответственности одновременно юридическое лицо и должностное лицо. Препятствий для этого в КоАП РФ нет. Напротив, част 3 статьи 2.1 КоАП РФ говорит о том, что это возможно. Однако, в ряде случае одновременной ответственности организации и директора удается избежать.
Обращайтесь ко мне за консультацией. Я смогу вам помочь.
Уважаемый Александр! В рамках темы статьи посоветуйте как быть. Юр.лицо привлечено к адм. ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП в виде штрафа 40 т.р. Целесообразно ли обжаловать это постановление в суд с тем, чтобы привлекли должностное лицо,а не юридическое (поскольку штраф меньше)? Какова аргументация должна быть? Были ли у Вас на практике такие случаи? Спасибо за внимание.
Суд не отменить по этой причине. Госорган вправе привлечь и дожностное, и организацию.
Уважаемый Александр Губин принял без тени сомнения ту норму, на основании которой в КоАП РФ снесены измененяи в виде административной ответсвенности юридического лица. Остался один шаг до того, чтобы и к уголовной ответственности привлекать юридических лиц.Вроде бы глупость, а не глупостью ли является скороспело внедренная норма закона, которая явно рассогласуется с нормами КоАП РФ? Вот например, форма вины у юрлица какая? А вообще у юрлица есть это самое лицо, которое может правонарушение совершить либо умышленно, либо по неосторожности? Речь ведь идет (и только и может идти)в КоАП (как и в УК РФ) о правонарушении, совершенном ч е л о в е к о м. А вот еще: с какого возраста можно привлекать юрлицо? Тоже вроде бы глупость, но закон должен быть внутренне непротиворечив, и его нормы должны быть логически между собой быть взаимоувязанными. В КоАП РФ в в ст. 2.1 в ее части первой сказано: 1. адм. пра/нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или (заметьте: ИЛИ) юридического лица… Ваш комментарий — привлекать могут как того так и другого, или всех их вместе. А как же «или…». или полезем в толковый словарь русского, чтобы было понятно, что речь идет о в ы б о р е между одним и другим. Так что не спешите призывать исполнять закон, он может быть и неисполонимым в том виде, в каком его преподносит нам невежественный или чересчур занятый иными делами ( не законотворческими)наш законодательный орган…
Спасибо за интересный комментарий, Ирина, но я как рыба — предпочитаю плавать в воде, а не бороться с ней.