Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Как можно сэкономить?

Владельцам промышленных предприятий, главным инженерам предприятий и инженерам по охране окружающей среды.
Ваше предприятие ежеквартально до 20 числа следующего месяца уплачивает в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Знаете ли Вы что существует абсолютно законный способ не платить часть платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Способ снижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду

Правовым основанием для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду является статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 1 статьи негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 2 установлены виды негативного воздействия на окружающую среду, среди которых названы:
1. выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
2. сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
3. загрязнение недр, почв;
4. размещение отходов производства и потребления;
5. загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
6. иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Нас интересует такой вид негативного воздействия как размещение отходов производства и потребления.
Плату именно за этот вид негативного воздействия большинство природопользователей вправе не платить.
Обратите внимание на формулировку нормы Закона об охране окружающей среды: видом негативного воздействия на окружающую среду является РАЗМЕЩЕНИЕ отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещением отходов является хранение и захоронение отходов.
В свою очередь, хранение отходов — это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены особые требования к объектам размещения отходов.
Обычно промышленные предприятие самостоятельно не занимаются размещение отходов и не осуществляют хранение и захоронение отходов.
На промышленных площадках предприятий происходит накопление отходов, то есть временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в обустроенных местах (на площадках). В дальнейшем отходы передаются для утилизации специализированным предприятиям.
Возвращаясь к статье 16 Закона об охране окружающей среды мы видим, что накопление отходов производства и потребления не является видом негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, в случае если на промышленном предприятии производится исключительно накопление отходов с последующей передачей их специализированным организациям, то предприятие не обязано за данные накопленные и переданные отходы уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Обоснованность данных выводов подтверждена Высшим арбитражным судом в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 4433/10 по делу N А12-16737/2009 и от 17.03.2009 N 14561/08 по делу N А32-330/2008-13/3-3АЖ, а также постановлениями окружных арбитражных судов, например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу N А05-6008/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2011 по делу N А19-17428/10, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2010 по делу N А12-4339/2010, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.09.2010 по делу N А32-6108/2010-59/33-12АЖ, Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2010 N Ф09-4648/10-С1 по делу N А07-20399/2009, Постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2010 по делу N А23-1764/09А-11-67.

Кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления?

Из норм действующего законодательства следует, что такую плату должна вносить организация, которая осуществляет хранение и захоронение отходов.
Для города Екатеринбурга крупнейшим, и наверное, единственным подобным предприятием является ЕМУП «Спецавтобаза».
Согласно Постановлению Главы Екатеринбурга № 2096 от 30.04.10 «Об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигонах Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигонах Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» составляет 127,24 рубля за тонну твердых бытовых отходов без учета налога на добавленную стоимость.
Естественно, что в тариф не заложена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую ЕМУП «Спецавтобаза» обязано уплатить за принятые от других предприятий отходы.

Насколько известна подобная практика

Из личных наблюдений и общения со знакомыми экологами я сделал вывод о том, что в Екатеринбурге и Свердловской области данная практика не известна. Плату за негативное воздействие на окружающую среду уплачивают предприятия, в результате деятельности которых образуются отходы.
Наиболее часто указанные нормы законодательства таким образом применяются в северо-западной части России.

Чем может быть полезна данная практика

Во-первых, можно не уплачивать в бюджет часть платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Во-вторых, при привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» можно доказывать обоснованность не внесения части платы.
В-третьих, в пределах трехлетнего срока можно взыскать с государства излишне уплаченную плату в качестве неосновательного обогащения.

Возникли дополнительные вопросы? Обращайтесь за «живой» консультацией.
Предложение в первую очередь актуально для Екатеринбурга и Свердловской области.
Для других регионов возможны консультации по электронной почте и Скайпу.

Связаться со мной можно:

[tabs style=»3″][tab title=»По телефону»]

+7(343)361-55-56

[/tab] [tab title=»По электронной почте»]

mail@gubinalexander.ru

[/tab] [tab title=»Через контактную форму»][contact-form-7 id=»170″ title=»Contact form 1″][/tab] [/tabs]

2 комментария

  1. Всё это очень интересно. Но всё-таки любопытно, обязанность сдавать расчет платы за негативное воздействие остается у всех? Насколько я понимаю, если организация не размещает отходы, то и нужда в 4-м разделе расчета отпадает? Объясните пожалуйста.

    1. Добрый день! Если честно, не знаю. Скорей всего нет, потому что если плата не платится, то и расчет платы представлять не обязательно.

Оставить ответ