Эта заметка касается темы взаимодействия с клиентами. Не только клиенты выбирают юристов, но и юристы выбирают клиентов. Ниже приведу пример недавней переписки по электронной почте с одним из потенциальных клиентов.
Клиент:
Здравствуйте !
Пропустил срок подачи заявления в суд о восстановлении на работу !
Нахожусь в бедственном положении .
Есть ли выход ?
Губин Александр:
Здравствуйте!
Есть ли выход ? — вопрос скорее философский.
Можно восстановить срок, если он пропущен по уважительным причинам, которые препятствовали обращению в суд — болезнь, командировка и т.д.
Может быть рабдатель и не заявит в суде о пропуске срока (есть такая вероятность).
Клиент:
Доброе утро Александр !
Предприятие находится в ХХХ районе ХХХ, я же проживаю в г. ХХХ. С момента увольнения прошло 6 мес 5 дней.
Возьметесь быть моим представителем в суде и восстановить меня в должности. Вознаграждение за положительный результат 40.000 рублей
Губин Александр:
Нет. Поскольку велик риск отрицательного результата. Трудовую книжку ведь сразу выдали? Обратились бы в пределах месячного срока можно было бы обсудить. Потратить время просто так мне не интересно. Могу только исковое написать за соразмерную плату в 2-3 тыс.
Клиент:
Исковое я и сам умею писать ! Мне бы причину уважительную на 100 % представить и на заседания суда не ходить.
Я в суде могу не выдержать — у меня ХХХ, был уже ХХХ, ХХХ состояние, 5 месяцев без средств существования
Губин Александр:
Мне не выгодно работать на таких условиях. Никому не выгодно. Полгода бегать с надеждой, что представитель рабдателя не заявит о пропуске срока для обращения в суд. Работаю только на условиях авансирования оплаты услуг.
Клиент:
Так надо сделать так, что бы выиграть на 100 % !!!! Предоставить в суд уважительную причину пропуска срока !!!
Была бы у меня уважительная причина или с момента увольнения прошло 29 дней — зачем бы мне тогда был нужен адвокат ???????
Губин Александр:
Если так все замечательно, Вы можете самостоятельно подать иск и представлять свои интересы. Сэкономите 40 тыс. рублей. Либо ищите другого юриста.
Клиент:
А вы как хотите ? 40000 аванс, проиграли — в кусты, выиграли еще 100000 ???
Не рано ли возомнили себя Генри Резниками, Анатолиями Кучеренами, Генрихами Падвами ???
Безусловно, Резником, Кучеренами и Падвами я себя не вообразил.
Судя по подписи к электронному письму собеседник занимал управляющую должность и с юристами по роду работы должен был общаться. Соответственно, должен понимать, что есть несколько постулатов работы нормального и уважающего себя юриста.
Во-первых, нормальный и уважающий себя юрист не будет скрывать действительное положение вещей от своего клиента. Если бесперспективно, то юрист скажет, что все бесперспективно. Если шансы хорошие, то об этом тоже будет сказано, но добавлено, что юриспруденция — наука не точная, поэтому может быть все, но в целом аналогичные дела решаются в пользу клиента. Если шансы 50/50, то и эта информация будет раскрыта.
Я обычно использую следующие варианты. Первый вариант: шансы хорошие. Второй вариант: очень много зависит от усмотрения суда, есть весомые доводы в пользу разных позиций. Третий вариант: скорей всего решение будет не в Вашу пользу, но можно попробовать. Четвертый вариант: решение будет не в Вашу пользу.
Нередко приходится говорить, что нужно отнестись к делу как к эксперименту. Обычно так характеризуется дело, где слишком много переменных и практически невозможно прогнозировать результат. Есть категория дел о которых я говорю: судиться можно и нужно. Обычно это дела, где возможное к получению материальное благо намного выше возможных судебных расходов. Например, если существует хотя бы небольшой шанс вернуть квартиру, я предложу обратиться в суд, поскольку цена квартиры несколько миллионов рублей, а общая сумма судебных расходов навряд ли достигнет ста тысяч рублей.
Так вот. Применительно к рассматриваемому случаю вероятность получить положительный исход для собеседника крайне и крайне низка. По существу решение о восстановлении на работе может быть получено только в случае, если со стороны ответчики никто не придет в судебное заседание или придет совсем глупый представитель, который забудет заявить о пропуске срока для обращения в суд. Кроме того, не факт, что увольнение было незаконным. Работодатель мог соблюсти процедуру увольнения и уволил при наличии оснований.
Во-вторых, нормальный и уважающий себя юрист работает за деньги. Порядок и условия оплаты услуг согласовываются, но вполне нормально, что сначала услуги оплачиваются, а уже потом оказываются или же оплачиваются непосредственно после оказания. Так называемый «гонорар успеха» применяется, но как дополнение к авансовой оплате услуг.
Можно предположить, что оплата услуг будет состоять только из «гонорара успеха», но в этом случае «гонорар успеха» должен быть значительным.
Мне же комфортно работать при условии авансирования оплаты услуг. Обычно гонорар по делу разбивается на несколько частей, которые выплачиваются равными суммами в течение 2-3 месяцев. Я знаю, что мне поступит определенная сумма в определенную дату, а клиент имеет возможность оценивать ход оказания услуги и в случае чего отказаться от договора, уже оплатив проделанную работу.
Собеседник же предлагает в целом среднюю сумму денег, но только за положительный исход дела.
Что такое дело о восстановлении на работе? Это время на написание искового заявления (несколько часов), на подачу искового заявления в суд (минимум 2 часа), на участие в нескольких судебных заседаниях (можно смело закладывать часа 3-4), на ознакомление с материалами дела, получение судебных актов (минимум 2 часа), подготовку позиции к судебным заседаниям (до нескольких часов) и т.д. В итоге по времязатратам дело о восстановлении на работе до момента вступления в законную силу занимает минимум часов 40 — одну полноценную рабочую неделю. Нельзя забывать и про неизбежные сопутствующие расходы: канцелярские товары, расходы на проезд и т.д.
Естественно, что такие затраты времени должны быть соразмерно оплачены независимо от результата. Ни один добросовестный юрист не будет обещать 100% положительного исхода дела. Точно также врач не может обещать 100% излечения от болезни, кроме разве случая простой простуды, но и ее можно запустить. Это непрофессионально, потому что решение суда может зависеть, в том числе, от настроения судьи на момент рассмотрения дела.
Мой собеседник же хотел оплачивать проделанную работу исключительно в случае положительного исхода дела. Такой вариант вряд ли устроит любого юриста, особенно в случае, если положительный результат — это удача в чистом виде.
Как бы могло выглядеть наше общение с собеседником?
Первое: встреча-консультация. Небольшая оплата в размере 1 тыс. рублей за консультацию. Рассматриваем перспективы дела. Иногда первую консультацию провожу бесплатно, но включаю в расчет окончательной стоимости услуг по представительству. Говорил бы о том, что шансы стремятся к нулю, потому что срок для обращения в суд пропущен.
Второе: Предложил бы написать исковое заявление. Сказал был, что сходить в процесс могу, но очень не люблю проигрывать. Суд должен видеть, что если я пришел в процесс, то решение нужно принимать в пользу моего доверителя. Безрезультатное хождение в суд негативно сказывается на репутации.
Скорей всего, на этом бы и расстались.
Если Вы готовы получить качественную консультацию за соразмерную плату, звоните: 8(343)361-55-56