Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это самая главная норма, которая устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства. Имеются и другие, однако ст. 5.27 КоАП РФ охватывает наибольшее число нарушений трудового законодательства. Пожалуй, это одна из наиболее распространенных статей, по которым к административной ответственности могут быть привлечены юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.
С 01 января 2015 года статья действует в новой редакции. В скором времени содержание статьи на сайте будет обновлено. Пока что вы можете обращаться за консультацией лично ко мне.
Нарушения трудового законодательства есть почти у всех предпринимателей, поэтому если вы хотите узнать подробнее об ответственности за нарушение трудового законодательства – читайте статью, посвященную ст. 5.27 КоАП РФ.
За какие нарушения возможно привлечение к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ
Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет 2 части, которые предусматривают разные нарушения трудового законодательства. Первая часть устанавливает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а вторая часть – за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Поскольку обе части ст. 5.27 КоАП РФ устанавливают ответственность за разные нарушения, то их имеет смысл рассматривать раздельно.
Нарушения, за которые возможна ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ
По части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель может быть привлечен за любые нарушение законодательства о труде и об охране труда. Еще раз обратите внимание, что ответственность наступает за любые нарушение трудового законодательства.
Имеются исключения, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ. Вот перечень статей и краткое описание нарушение трудового законодательства, ответственность за которые предусмотрена другими статями Кодекса РФ об административных правонарушения.
- Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения.
- Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.
- Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения.
- Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
- Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.
- Статья 5.33. Невыполнение соглашения.
- Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Для того чтобы оценить имеются ли основания для привлечения вас к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нужно оценить каким образом, у вас ведется кадровое делопроизводство, с точки зрения соблюдения норм Трудового кодекса РФ.
Типовые нарушения трудового законодательства, за которые организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Выплата заработной платы 1 раз в месяц.
- Выплата заработной платы позднее установленных дней выдачи заработной платы.
- Невыдача трудовой книжки в день увольнения и не направление уведомления о необходимости явиться за ней или дать согласие на оправление по почте в день увольнения.
- Несвоевременная оплата отпуска (не позднее 3 дней до его начала).
- Привлечение к сверхурочной работе с нарушением процедуры.
- Нарушение требований к содержанию и форме трудового договора.
- Необоснованное заключение срочного трудового договора.
- Нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.
Нарушения, за которые возможна ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
По части 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможна административная ответственность только за аналогичные нарушения законодательства о труде и об охране труда, если ранее должностное лицо уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что аналогичным правонарушением является не любого нарушения законодательства о труде и охране труда, а такое же нарушение. В качестве примера приведен случай, когда в первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника.
В вопросе является ли нарушение трудового законодательства таким же или другим возможны споры с государственной инспекцией труда и прокуратурой.
По части 2 статьи 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Это связано с тем, что согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данный вывод подтверждает ответ на вопрос № 8 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Также необходимо учитывать, что аналогичное нарушение трудового законодательства должно быть совершено после вступления в законную силу первого постановления о назначении административного наказания и окончания исполнения постановления о назначении наказания, например, после уплаты административного штрафа.
Наказание по статье 5.27 КоАП РФ
Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:
- Для должностных лиц – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
- Для индивидуальных предпринимателей – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Для юридических лиц – штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Часть 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает единственное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация может быть назначена только государственным и муниципальным служащим, директором и генеральным директорам (лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа), членам совета директоров (наблюдательного совета), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, лицам осуществляющим деятельность в сфере подготовки спортсменов и организации проведения спортивных мероприятий.
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 2 месяца. Это следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, где ст. 5.27 не названа в качестве исключений из общего правила.
На практике часто встает вопрос, с какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать по-разному в зависимости от характера нарушения норм трудового законодательства.
Если трудовым законодательством установлен срок совершения предписанного действия или запрещенного действия, то срок привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо считать с даты наступления этого срока или с последнего дня, когда должно было быть совершено предписанное действие.
Например, если заработная плата должна была быть выплачена 15 числа текущего месяца, то срок привлечения к ответственности нужно исчислять с 15 числа.
Если же трудовым законодательством не установлен срок для исполнения обязанности, то административное правонарушение является длящимся и срок исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.
На тему сроков привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ может быть написана отдельная статья, но в рамках данной я расскажу только об общих подходах без примеров.
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ составляет 1 год. Это связано с тем, что ч. 2 ст. 5.27 предусматривает административное наказание в виде дисквалификации.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
Какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ могут возбудить государственные инспекторы труда всех уровней. От главного государственного инспектора труда Российской Федерации и его заместителей до рядового государственного инспектора труда. Это следует из части 1 статьи 28.3 и пункта 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Также дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ может возбудить прокурор или заместитель прокурора. Возможность возбуждения дела по статье 5.27 КоАП РФ вытекает из части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, в которой предусмотрено право прокурора возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.
Таким образом, если к вам с проверкой пришла прокуратура или государственный инспектор труда, то в результате проверки в отношении вас могут быть возбуждено дело по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Какие государственные органы рассматривают дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ
Дела по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким органом является Федеральная инспекция труда. От имени Федеральной инспекции труда дела об административных правонарушениях рассматривают следующие должностные лица:
- главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
- главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
- главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
- руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
- руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
- главные государственные инспектора труда;
- старшие государственные инспектора труда;
- государственные инспектора труда.
Также дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может рассматривать районный суд – суд общей юрисдикции. Это связано с тем, что санкция части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде административного приостановления деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье. Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ передается судье для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП, рассматривают мировые судьи. Это следует из частей 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
Куда обжаловать постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ
Обычно постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривается и наказание назначается государственным инспектором труда.
По этой причине назначенное наказание можно обжаловать либо вышестоящему государственному инспектору труда или непосредственно в суд.
Длительное время существовала неопределенность в вопросе, нужно ли обжаловать организациям и индивидуальным предпринимателям назначенное наказание в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Встречались случаи рассмотрения жалоб на постановления арбитражными судами.
В настоящее время судебная практика по данному вопросу стабилизировалась. В ответе на вопрос № 11 в «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) Верховный суд разъяснил, постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ необходимо обжаловать в суд общей юрисдикции.
Также пункт 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях допускает обжалование постановление по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вышестоящему должностному лицу.
Это основной объем информации, которую нужно знать о статье 5.27 КоАП РФ. Дьявол таится в деталях, поэтому если вам нужна более подробная консультация – обращайтесь.
Звоните по телефону: +7(343)361-55-56
Пишите по электронной почте: mail@gubinalexander.ru
Читайте подробнее про мои услуги по трудовому праву
01.08.2015 был издан незаконный приказ нарушающий трудовые права…. суд признал его незаконным через 10 месяцев и определил о признании приказа незаконным и отмене его… Вопрос: с какого момента начинают течь сроки к привлечению к административной ответственности (с момента издания незаконного приказа или же с момента признания Судом приказа незаконным) ???
Со дня издания приказа.
ГИТ вынесла предписание и постановление о привлеч к админ ответственности. Подали в суд — не в нашу пользу. Обжалуем. Вопросы: может ГИТ привлечь к админ ответственности за неисполнение предписания если срок исполнения истекает, но мы обжалуем? Что сделать чтобы не привлекли (писать в ГИТ что обжалуем)? Если первая инстанция вынесла решение не в нашу пользу по предписанию и предписание далее обжалуется, отразится ли это при оспаривании постановления о наказании в суде или нужно снова доказывать, что мы правы? Спасибо
Инспекция труда вправе привлечь за неисполнение предписания, если Вы его обжалуете.
Размер штрафов указывается за одно нарушение или за все выявленные одновременно?
За все выявленный в рамках одной проверки.
ИМЕЮТ ЛИ БРАТЬ ШТРАФЫ С ЗАРПЛАТЫ ИЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВЗЯЛИ
Штрафы трудовым законодательство не предусмотрены. Но в принципе, их можно оформить как лишение премии. В этом случае «штраф» будет правомерен.